Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы
В век глобальной гуманизации общества перед нами возникают ряд проблем, которые требуют
особенного подхода, не столько количественного, сколько качественного. Права человека, а
особенно – ребенка, становятся приоритетным требованием на пути к получению им знаний,
полученных в процессе изучения дисциплин.
Само слово «дисциплина» - трактуется по – разному: как свод правил поведения на уроках, так и
сами уроки.
В связи с этим, возникает глубочайшая потребность в разработке новых форм и методов проведения
уроков, с учетом законодательных государственных требований, которые становятся ограничителем
применяемых учителем средств во время их проведения.
Русский язык, как «дисциплина», наравне со многими другими направлениями обучения, далеко не
игровой вид, поэтому, учитывая особенности детского мышления, их поведения, необходимо
выработать определенную тактику действий педагога для активизации внимания учеников.
С точки зрения психолого-педагогического подхода, данная работа имеет большое значение, как
одно из возможных способов усовершенствования существующих методик проведения уроков.
В нашей работе мы исследуем существующие способы активизации внимания учеников четвертых
классов на уроках русского языка, т.к. он является переходным от начальной школьной программы, к
более сложной, средней ступени образования.
В процессе исследования мы будем опираться на эмпирический подход.
Объект и предмет работы
Объект исследования – «Методика активизации внимания школьников в процессе реализации
общеобразовательной программы».
Предмет работы – игровые формы, используемые на уроках русского языка, как средство повышения
внимания.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – определение наиболее актуальных способов повышения внимания школьников
4-го класса, при освоении программы русского языка.
Задачи исследования:
3
1. Анализ существующих способов активизации внимания учеников.
2. Выявление наиболее простых и действенных форм проведения элементов урока русского
языка.
3. Выработка позитивного отношения к внедрению новых форм и методов проведения занятий.
Гипотеза исследования – «Использование дидактических игр, как средства активизации внимания
школьников 4-х классов на уроках русского языка».
Теоретико-методологические основы исследования:
Теоретической основой данной работы будут использованы труды различных ученых в области
психологии, педагогики и методики работы с детьми школьного возраста.
Методы исследования
В своей работе мы будем использовать следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;
- беседа с учителем;
- наблюдение.
Апробация исследования:
Данные исследования были практически апробированы, по согласованию с учителем, на уроке
русского языка школьников 4-го класса.
Практическая значимость
Опыт, полученный в результате исследования позволит:
Во - первых, выявить наиболее актуальные способы активизации внимания школьников 4-го класса,
из уже существующих.
Во – вторых, практические использовать полученные знания в практической деятельности, с учетом
существующих требований к уровню подготовки педагогических работников.
Описание структуры работы
Предлагаемая мной работа состоит из: содержания, введения основной части из двух глав,
заключения и библиографического списка. Работа на 30 страницах. Библиографический список
включает в себя 19 источников.
Глава I. Дидактические игры. Общая информация. Психологические аспекты применения.
4
1.1. Общая информация.
В условиях современного развития образовательных процессов, повышения требований к уровню
подготовки педагогов-специалистов, появляется высокая потребность в изучении современных
методов проведения занятий, с учетом изменяющейся нормативно-правовой базой.
«Дидакти́ческие и́гры» — это один из вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных
игр, подразумевающих под собой реализацию ряда принципов игрового, активного обучения.
Данные занятия имеют определенные правила, характеризуются наличием устоявшейся структуры
игровой деятельности, своей системой оценивания. [2].
Дидактическая игра сама по себе является коллективной, процессом целенаправленной учебной
деятельности. В данном случае каждый участник ее, да и команда в целом, объединены в одном
направлении, одной целью - решением главной задачи, все своё поведение они ориентируют на
победу. Она может иметь форму активной или интерактивной учебной деятельностью, в
зависимости от имитационного моделирования изучаемых систем, явлений или процессов.
В дидактических играх существует одна отличительная особенность - присутствие игровой ситуации,
зачастую используемой как основа метода. Деятельность участников в ней формализована, то есть
присутствуют некие правила, а также специальная система оценивания, в том числе существует
определенный порядок действий участников и ее регламент. Главным отличием дидактических игр
от деловых игр является то, что у первых отсутствует цепочки решений.
К дидактическим играм принято относить: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование,
разбор деловой почты руководителя и другие.
Основу данного метода составляет поиск решения задачи в составе коллектива. Она может быть
разнообразной: технической, социальной или управленческой. В зависимости от постановки вопроса
может требовать либо нахождения конкретно обозначенного решения, либо определения комплекса
действий, которые могут привести к решению критической ситуации. Подобные задачи строятся на
реальном материале, в связи с этим они могут не иметь однозначного решения, при этом способны
содержать как избыточную информацию, так и ее недостаток, что в свою очередь предполагает
наличие определенных проблем, в это и состоит отличие дидактических игр от традиционных
учебных задач.
Согласно трудам И. Г. Абрамова, выделяется около 35 разновидностей данного метода. В
зависимости от рассматриваемой ситуации выделяется три вида АКС:
- Ситуация-иллюстрация. Берется конкретный пример, демонстрируются закономерности и
механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или
технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и
продуктивным способом представления ситуации при этом является её «проигрыш» силами
обучающихся.
- Ситуация-оценка. Предусматривает